Приветствую Вас Гость | RSS

Ср, 26 Июл 2017, 15:36

Поиск
Меню сайта
Авторизация
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Ссылки

Проект федерального закона "Об образовании в РФ"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Наши достижения


"Крылатая гвардия": мечтаем, учимся, летаем

Не обязательно иметь крылья, чтобы летать, - изрек кто-то из мудрецов - важно иметь в жизни людей, которые не дадут тебе упасть. Им повезло больше: они встретили на своем жизненном пути мудрого и увлеченного человека, ставшего для них педагогом и наставником, обрели «крылья» и возможность летать. Летать во сне и наяву, потому что, воспарив однажды над землей, и испытав целый каскад невероятных ощущений, трудно отказаться от новой возможности обрести свободу и услышать тишину неба. Небо не отпустит, оно будет манить и сниться.

В этом году военно-патриотический клуб «Крылатая гвардия» ДДЮТ отметит свое 5-летие. Собственно это обстоятельство и стало поводом, для того чтобы поближе познакомиться с педагогом, руководителем клуба Николаем Тереховым и его гвардейцами. В этот день присутствовала старшая группа ребят, шло обычное занятие по стрельбе. Ведь кроме парашютного спорта ребята занимаются физической подготовкой, рукопашным боем, строевой подготовкой, а самое главное, формируют характер и учатся быть мужественными.
- Не без гордости могу сказать, что у нас уже есть свои разрядники - ребята, которые выполнили по 3 прыжка, после чего им был присвоен 3 взрослый разряд. Сейчас у нас 7 разрядников. Вся старшая группа имеет по одному, два прыжка. Мой воспитанник Павел Пономаренко выполнил уже 70 прыжков. Все прыжки он совершил в течение трех лет. Человек он увлеченный, поэтому выполняет по нескольку прыжков в месяц. Разумеется, наиболее активный период – это лето. Кстати, летом в лагере ему присвоили звание инструктора-парашютиста. Теперь он имеет право заниматься тренерской деятельностью. Сейчас Павел прыгает уже со спортсменами. Мне очень приятно, что в клубе есть ребята, которым это интересно, но больше радует, что они дружны. Кроме навыков они находят здесь друзей, общение, коллектив единомышленников.
- Николай Леонидович, каков возраст ваших гвардейцев?
- В младшей группе ребята от 10 до 12 лет, в средней - от 12 до 14 лет, в старшей - от 14 и дальше. Но разделение по возрасту носит чисто формальный характер. Чаще я распределяю их по уровню физической подготовки. Есть ребята, которые значительно превышают по физическим данным своих сверстников, и я перевожу их в старшую группу.
- Что включает программа для младшей группы?
- Для младшей группы клуб - это больше способ разнообразить учебные будни. Они узнают много нового и, наверняка, хвастаются в школе умением стрелять, разбирать автомат. Все это добавляет им авторитета, но чем-то нужно это убедительно подтвердить, и они уже могут это сделать. Ребята учатся разбирать и собирать автомат, снаряжать магазин, изучают парашюты разных типов. В здании автоклуба есть оборудованный парашютный класс, где находятся тренажеры - стапеля. На них мы отрабатываем действия в воздухе при приземлении, действия в особых случаях.
- Кто повлиял на вашу военную подготовку?
- Так же как эти ребята я занимался в клубе, который был организован в 1985 году, в 10 квартале. Возглавляла клуб Зинаида Петровна Василюкова, она и сегодня работает в ДДЮТ педагогом в автоклубе. Тогда мы ребята 17-18 лет были на пороге армейской службы, хотели служить в ВДВ, спецвойсках. Теперь, когда прошли годы, могу сказать, что занятия в клубе уберегли меня от серьезных проблем и самых печальных последствий. Двор, сомнительные компании… Уверен, что и этих ребят занятия в клубе могут уберечь, отвлечь от чего-то плохого. Все это повлияло на мое решение поработать во Дворце. Правда, спустя 5 лет я понял, что есть еще одна причина. Появилось чувство, что ты действительно занят серьезным делом. Ни завод, ни что-то другое не дает такого ощущения. Тебя знает определенная часть людей, и для них ты значим, дорог, необходим. По крайней мере, необходим.
- Как начиналась ваша педагогическая деятельность?
- В 90-91 году я работал в ДДЮТ вместе с Зинаидой Петровной. После армии мы продолжали общаться, встречаться. У нас был такой же дружный, сплоченный коллектив. Во Дворце была хорошая база, и нам было, что передать мальчишкам. Потом я решил пойти на сверхсрочную службу. Парашютный спорт - это такая штука… Все это трудно забыть. Небо манит, оно снится. Служил в ВВС, в поисково-спасательной службе. Служба проходила в Казахстане возле Байконура. Парашютно-десантную подготовку проходил уже профессионально, выполнял прыжки в разных условиях - ночью, на воду, в тайгу, в горы. Это была хорошая школа. Получил звание инструктора парашютно-десантной подготовки. Потом был институт, АВТОВАЗ. 5 лет назад я решил продолжить свою педагогическую практику в ДДЮТ.
- Сколько прыжков у вас? Вы ведете статистику?
- Конечно. У меня, как у всех спортсменов есть парашютная книжка, в которой описываются все прыжки: с какой высоты прыжок, с какого летательного аппарата, какое упражнение выполнялось, какой парашют. У меня 235 прыжков. Сейчас я прыгаю немного.
- С ребятами прыгаете?
- С ребятами не получается. У новичков отдельный подъем. А у спортсменов, как правило, свой. Правда, однажды у меня получилось снять взлет и их бледные лица.
- Так лица все-таки бледные, а не радостные? Ребята меня почти убедили в том, что первый прыжок несет с собой массу положительных эмоций, и страха совсем нет.
- Они не хотят в этом признаваться. Когда мы разговариваем, они говорят мне, как было страшно: «…когда я поднимался, я еще не представлял, а когда дверь открылась, и Сережка прыгнул, я смотрю в эту дверь, и тут у меня подкосились ноги…» Я шучу, конечно. Но приблизительно так. Да, было страшно, но ты этот страх поборол. И это главное. После того как раскрывается парашют, они смотрят на улетающий самолет и оценивают новые необычные ощущения, начинают петь, кричать...
- Всегда любопытно узнать у педагога, как строятся отношения с детьми в семье, дома?
- У меня двое детей. Сыну почти 20 лет, дочери 15. С детства приобщаю сына к спорту. Сейчас он серьезно увлекается карате. Он хотел этого и раньше, но я его убедил, что в физической подготовке важна система. Поэтому вначале было самбо, он занимался борьбой, потом был бокс, отработка ударов и только после этого - карате. Правда, сейчас по-отцовски побаиваюсь спортивных травм, ребята взрослые… Дочка находится в поиске. В свое время занималась гимнастикой, до 12 лет танцами. Потом начала перебирать легкую атлетику, баскетбол. Сейчас хочет играть на гитаре. Пока так ничего и не решила. Учится нормально. Сын учится на 2 курсе ТГУ. Неплохо окончил школу, и смог поступить на бюджет. Жена работает тренером по спортивной гимнастике в «Олимпе», в СДЮШОР.
- Поделитесь своими педагогическими секретами.
- Не знаю, какие из моих методов секретные, но считаю, что самое главное - это честность. Озвучиваю ребятам свои требования, спрашиваю, согласны ли они с ними. Предупреждаю, что будет тяжело, а потом требую. Все честно. И потом, я их чувствую, вижу. Вижу, когда они балуются, значит необходимо задать нужный ритм, вижу, когда заинтересованы, и нужно поддержать этот интерес, вижу, когда устали. Если провожу игровые тренировки, они радуются, потому что появляется возможность отдохнуть от силовых упражнений. Ребята отрабатывают приемы, после чего выполняют силовые упражнения. И так после каждой отработки приемов. Это серьезная нагрузка. Очень важно демонстрировать их заслуги. Обязательно нужно похвалить. Это мотивация. Поэтому в классе я вывешиваю грамоты, фотографии, они находят на них себя, тыкают пальцем. Хорошо, если информация появляется в газете. Они должны видеть свои результаты. Они есть и о них надо говорить. Конечно, ребят надо постоянно держать в тонусе. Они должны участвовать в мероприятиях, соревнованиях, чтобы была заметна динамика положительная или отрицательная. На прошлых двух соревнованиях мы ужасно пролетели. И споткнулись на таких элементарных ошибках. Я даже не ожидал - ну ладно я. Теперь и они поняли, что нужно серьезно ко всему относиться.
- Подход одинаков ко всем возрастам?
- Маленькие - они импульсивные. Им нужно сейчас и быстро. И когда ты отвернулся, начинают тут же, как таракашки разбегаться. Необходима постоянная концентрация внимания. Со старшими достаточно быть требовательным, без сантиментов и лишних слов. Твердо, лаконично, по-мужски. Вижу, что ребята принимают это на вооружение. Общаясь друг с другом, они учатся членораздельно, внятно разговаривать. Формируется характер, появляется мужской стержень. Замечаю, как они меняются с годами.
- Что вы можете сказать ребятам, которые придут в клуб быть может завтра?
- Приходите и вы найдете новых друзей! У вас появится возможность возмужать, получить много полезных навыков, физическую и моральную подготовку, окрепнуть телом и духом, научиться действовать в экстренных ситуациях. Я заметил, что в клубе не уживаются ребята с дурными наклонностями. Они не находят поддержки и уходят. Таким образом, формируется костяк ребят целенаправленных, увлеченных, со своими планами, амбициями, и я им помогу добиться цели.

Светлана Шатова



Феномен Дворца


Новый учебный год в ДДЮТ начинается… продолжением празднования сорокалетнего юбилея.
Страницы истории
Открывался Дом пионеров совсем без помпы в далеком 1973 году. В молодом городе еще вовсю шумели масштабные стройки. И место для районного штаба пионерской дружины нашлось в школе №32, что в 7-м квартале Автозаводского района. Прора-ботал он там года два-три и переехал на базу 49-й школы, в 6-й квартал. Весь «дворец» тогда занимал одну рекреацию и пять классных комнат. Здесь занимались танцевальный кружок «Веселые ребята», театральный кружок, изостудия и, конечно же, заседал штаб районной пионерской организации. А в 1989 году, 1 июня, в День защиты детей, открылось новое здание Дворца пионеров. Красивый, необычной архитектуры дом с башенкой настоящей астрономической обсерватории – этот дворец стал символом Автограда и полюбился как детям, так и взрослым.
Строили Дворец пионеров долго. Вернее, долго собирались построить. Решение о том, что в новом городе Тольятти у Дома пионеров должно быть свое здание, было принято еще в 1976 году. Но после закладки фундамента стройка была заморожена на десяток лет. И просто чудо, что на излете советской власти эту стройку все же возобновили и Дворец пионеров достроили. Еще бы пару лет протянули – и всё, такого прекрасного дома для детей просто не случилось бы.
Тридцать три года подряд, прямо с основания, Дворцом пионеров руководила Валентина Ивановна Капустина. Так получается, что примерно половину своей истории Дворец существовал при социализме, в СССР. А вторую – уже при «капитализме», в Российской Федерации. Нынешний директор Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ), Валентина Бухтоярова отдала ему тоже почти тридцать лет жизни. Начала она работать методистом по организации работы с клубами по месту жительства. А сегодня Валенти-на Михайловна руководит крупным учреждением дополнительного образования, куда после школы приходят более четырех тысяч детей. Они занимаются по десяти направлениям и 59 учебным программам. А на мероприятиях, которые проводятся в ДДЮТ в течение года, бывает не менее 40 тысяч ребятишек. Масштаб работы этого учреждения сейчас нисколько не уступает размаху советских времен. Но цели и задачи внешкольной занятости детей сейчас и тогда отличаются разительно.
– Вообще, дома и дворцы пионеров создавались для координации деятельности пионерских дружин, – рассказывает Валентина Бухтоярова, – которые существовали в каждой школе. И костяк любого Дворца пионеров составлял методический отдел, штаб пионерских дружин. В принципе, это было учреждение идеологической работы с детьми. Но если откинуть слова о коммунистической партии и социализме, чему здесь учили? Помогать старшим, заботиться о младших, любить свой край и родную страну, заниматься общественно полезным трудом, получать навыки общения и работы в коллективе. Здесь закладывали нравственные ценности. Творческие кружки были второй составляющей деятельности Дворца пионеров. Они работали по типовым программам.
На прочном фундаменте
В 1991-м, после распада СССР и запрета КПСС, пионерская организация имени Ленина была распущена. Ее имущество конфисковано и преобразовано в учреждения дополнительного образования детей с новым названием – «центры, или дворцы детского и юношеского творчества». И тольяттинский Дворец пионеров с 1992 года получил новое название – ДДЮТ. С изменением политического строя в стране из вне-школьной работы ушла идеологическая составляющая. «Поли-тико-массовый отдел был упразднен, – продолжает рассказ Валентина Михайловна. – Но остался тот же дух формирования гражданственности, патриотизма, нравственности и общечеловеческих морально-нравственных ценностей, которые не меняются».
Кстати, в 2013 году коллектив ДДЮТ с результатами именно этой воспитательной работы вошел в конкурсную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России», которую проводила Малая академия наук РФ. Имена тольяттинских педагогов дополнительного образования Валентины Бухтояровой, Татьяны Егорушкиной, Галины Широглазовой, Алевтины Стариковой, Ирины Зубко и Татьяны Антош-киной, а также опыт их работы вошли в сборник «Ими гордится Россия».
Коллективный проект «Дворец детского и юношеского творчества как среда формирования гражданина России» был отмечен золотой медалью Национальной премии «Элита российского образования» «Сергий Радонеж-ский» («За подвижничество и общественное служение») и удостоен диплома лауреата I степени по итогам конкурса «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании – 2013». И это, несомненно, заслуженная награда и признание. Но, с другой стороны, все это работа, которую, как правило, не видят и должным образом не ценят родители, потому что воспринимают ее как само собой разумеющуюся часть любой педагогической деятельности. А ведь феномен ДДЮТ в том и заключается, что, пройдя через длинную и такую богатую на перемены историю, здесь смогли сохранить лучшее, что было в работе с детьми в советский период, и в современных условиях наполнить этот прочный фундамент новым содержанием дополнительного образования.
– Валентина Михайловна, не чувствуете ли вы диссонанса между тем, что вы даете своим воспитанникам, и запросами общества в лице родителей? – спрашиваю директора.
– Настрой родителей изменился, – отчасти соглашается моя собеседница, – это очень чувствуется последнее время. Даже еще четыре года назад родители звонили и интересовались, в какой кружок можно привести ребенка. Сейчас спрашивают, какие результаты будут после обучения, куда ездит коллектив, какие и где награды получает. То есть родители не просто думают о занятости ребенка после уроков, а о перспективах дальнейшего развития и обучения детей. Напри-мер, если отдают в пять лет на художественную гимнастику, то чтобы потом девочка непременно стала мастером спорта.
Но диссонанса с запросами родителей нет. Педагоги уже ориентированы на то, чтобы показывать результаты своей работы. Урожай кубков, медалей, грамот и дипломов с каждым годом становится все богаче.
И спрос, и предложение
О своем коллективе Валентина Бухтоярова говорит с теплом и нескрываемой гордостью. К моменту переселения в новое здание здесь работало всего 25-30 человек. После 1989 года коллектив вырос раза в четыре. Несколько лет в самом начале девяностых были самыми трудными – люди приходили и уходили. Но что бы ни происходило в нашем городе, в коллективе царил дух настоящей семьи, взаимопонимания и поддержки. Кстати, удивительный в нынешних реалиях факт: ДДЮТ не испытывает проблем с кадрами, более того, здесь трудится очень много молодых педагогов.
– Они к нам тянутся, – уверена Валентина Михайловна, – потому что здесь есть возможность самовыражения и самореализации.
– Какие же направления допобразования сейчас больше всего востребованы среди родителей?
– Хореография, – отвечает директор, – причем современная. Школа раннего развития пользуется большим спросом. Родители, по-моему, уже в два года готовы отдать туда ребенка. Нет отбоя и в художественной гимнастике. В этом году 80 человек пришло в одну группу. Пользуются спросом студия глиняной игрушки, театральная студия. В театр, правда, очередь не стоит, но приходит много желающих. В изостудию традиционно много записываются. В прошлом году на парикмахерское дело было очень много желающих. А вот на школу молодого журналиста спрос упал. Компьютерные технологии и все, что с компьютерами связано, стабильно интересно детям. Поступить в автоклуб на практическое вождение очень много желающих. Но не хватает наших возможностей, к сожалению. У нас очень старые автомобили, которые все время ломаются. Сейчас есть решение губернатора о выделении нам федеральных денег на программы научно-технической направленности и улучшение материально-технической базы. Мы подали заявку на 2,8 миллиона рублей. Второй год мы достаточно плотно работаем со школами по привлечению детей на мехатронику и основы робототехники. Эту образовательную программу реализует доцент кафедры «Автоматизация технологических процессов и производств» ТГУ Владимир Плеханов. В кружок астрономии очереди нет. Приходится уговаривать, убеждать, привлекать или заинтересовывать перспективами, искать новые формы работы.
Валентина Михайловна считает, что постепенно формируется спрос на обучение детей тем профессиям, которые востребованы на рынке труда. А сейчас нужны инженеры, строители и прочие специалисты технического профиля.
Но еще больше нужны счастливые дети, которые могут заниматься, чем душа пожелает. Хочешь – историю родного края изучай, хочешь – пой, хочешь – в телескоп смотри, а хочешь – разводи аквариумных рыбок. За сорок лет Дворец детского и юношеского творчества доказал, что ему любые задачи по плечу.

Ирина Хавронич
"Городские ведомости"
№ 71 (1570) от 20 сентября 2013 года




Звезды на небе и на сцене

В этом году Дворец детского и юношеского творчества отмечает 40-летие. В ряду образовательных учреждений ДДЮТ единственный в своем роде. Его здание единственное в области, имеющее такие уникальные ресурсы, как обсерватория, концертный, спортивный, театральные, хореографические залы, строилось по специальному проекту и изначально предназначалось для развития творчества детей. Десять тысяч квадратных метров отданы для обучения детей танцам и музыке, изобразительному искусству и техническим наукам. О том, как сегодня живет крупнейшее учреждение дополнительного образования, рассказала его директор Валентина Бухтоярова.

- К сожалению, некоторые горожане искренне удивляются, когда узнают, что в этом огромном здании располагаются ни какие-то бизнес-структуры, а Дворец детского и юношеского творчества. А в это время, я смело могу сказать, что мы - важная социальная система в городе. Наша история начинается с Дома пионеров, решение о создании которого было принято в 1973 году. В течение нескольких лет он базировался в разных школах, а в 1989 году было построено это замечательное здание. В течение 34 лет бессменным руководителем Дворца была Валентина Ивановна Капустина. Именно она создала атмосферу уютного дома, сплоченной семьи, где проявляется забота не только о детях, но и друг о друге. Вот такая атмосфера сохранилась до сегодняшнего дня.
- Если атмосфера осталась, то что изменилось за 40 лет?
- В первую очередь, масштабы. В Доме пионеров было 25 сотрудников и 300-400 детей. Сегодня нужно умножать на сто.  У нас 4000 детей, которые занимаются постоянно по образовательным программам, и около 50-60 тысяч ребят мы ежегодно принимаем в наших спортивных и концертных залах. Коллектив тоже вырос с 25 человек до 140. Жизнь идет. За 40 лет менялись приоритеты, но мы всегда главной целью для себя ставили приобщение детей к жизни городского сообщества. Сегодня это называется социализация. Истинные ценности остались прежние, благодаря сохранению многих традиционных направлений.
- Можете привести пример?
- Например, мы сохранили музей истории культуры и быта народов Поволжья, который в конце 80-х годов начинала Людмила Николаевна Крючкова. Сегодня, конечно, сложно пополнять  экспозиции, но музей продолжает работу и принимает экскурсии. На его базе реализуется очень интересная программа «Потомкам в котомку» по изучению декоративно-прикладного творчества, истории родного края, национальных праздников и быта, фольклора. Слава Богу, есть наши выпускницы, которые развивают музей и лелеют ростки, которые в свое время были посажены в их души нашими заслуженными работниками.
- А что сегодня модно?
- Однозначно современная хореография. У нас нет отбоя от желающих, конечно, больше среди девочек. Наши танцевальные коллективы выступают на различных конкурсах и фестивалях, это наши звезды. Хотя народная и классическая хореография, к моему большому сожалению, уходит на второй план. Наших педагогов беспокоит позиция некоторых родителей, которые считают, что мальчикам заниматься танцами не престижно, не пристало, неправильно. В то время как спортивно-бальные танцы - это чистой воды спорт. Колоссальный физический труд, совмещенный с эстетикой. Наверное, борьба сегодня моднее. Популярны информационные технологии. Очень радует, что востребована Школа раннего развития.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что это за школа?
- Родители начинают понимать, что ребенка нужно развивать с 3-4-х лет. Его нужно занимать, приобщать к чему-то. Но здесь главное не переборщить и не перегнуть палку. Ребенку нужно предоставить возможность попробовать себя везде. И наша школа этим и занимается. Когда мы открывали школу, в 90-х она едва набирала 12-15 человек, а сегодня в ней занимаются 700 ребятишек и еще 200-300 человек стоят в очереди. Многие годы процессом становления и развития руководила Зоя Ивановна Савина. Направление получило название поисково-диагностического отдела. Мы создавали поле для поиска интересов и возможностей детей. Школа включает в себя массу программ разных направлений: изобразительное творчество, подготовка к школе, развитие речи и английский язык, физкультура, хореография, музыкальные занятия, лепка. Дети пробуют себя, понимают, что им интересно, а наша задача продиагностировать, есть ли у него способности, и всячески помочь ему совместить интерес и талант. А главное мы показываем родителям результаты их малышей, доказываем, что каждый ребенок талантлив! В итоге, порядка 70% воспитанников школы после ее окончания остаются у нас во дворце на следующий этап, находят себе дело по душе и способностям.
- Как развиваются технические направления в ДДЮТ?
-  К сожалению, на них очереди нет. Впрочем, как и на оркестр народных инструментов. Ну, не модно это сейчас, по мнению родителей. А ведь зачастую именно они решают, чем будет заниматься их ребенок в младшем возрасте. Наш дворец строился с учетом того, что здесь будут судомодельные, авиамодельные, автомобильные кружки, астрономическая секция. Это было нормой. С 90-х годов все это было забыто. Слава богу, сегодня взрослые начинают понимать пользу практических навыков. И вот уже по данным Центра развития  трудовых ресурсов, группы юристов и финансистов в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников уже  не набираются. Зато огромный интерес к автомобилестроению. А мы призваны помочь детям сориентировать их на современные инженерные специальности, поэтому  и развиваем мехатронику, легостроение, информатику, не забывая про наши якорные кружки. Так, в 80-х был создан военно-патриотический клуб «Крылатая гвардия». Сегодня в клубе 60 ребят, это победители различных областных соревнований, их имена хорошо знают в парашютном спорте. Сегодня руководит клубом наш воспитанник  Николай Терехов, и недавно опыт его работы был презентован на международной ярмарке педагогических идей. Организаторы и посетители ярмарки были искренне удивлены, что в сегодняшних непростых финансовых условиях  у наших детей есть возможность прыгать с парашютами. Но это действительно так.
- Вы отметили астрономическую секцию. Она сейчас работает?
- После 15-летнего застоя, были сделаны большие шаги и наша обсерватория заработала. Это было приурочено к 50-летию первого полета человека в Космос, и стало возможным благодаря поддержке Банка АВБ, который выделил грант на приобретение телескопов и компьютерного оборудования, программ. У власти тоже есть понимание необходимости развития  уникального для города ресурса, да и для Самарской области. У нас заработал кружок астрономии. А недавно наш воспитанник Гришин Кирилл,  приехал со Всероссийской олимпиады по астрономии из города Орел, где стал победителем, благодаря возможности  проведения практических исследований в нашей обсерватории, обойдя представителей Московской области и Санкт-Петербурга. Сейчас мы организуем экскурсии. Предстоит сделать смотровую площадку для посетителей.
- О чем еще вы мечтаете?
- В 2009 году мы совместно с федерацией авиамодельного спорта  подготовили проект по восстановлению и обустройству кордодрома. Надеемся на помощь области по программе поддержки научно-технического творчества. Необходимо и получить 15 миллионов рублей. Мы мечтаем, что наш кордодром будет восстановлен как многофункциональная спортивно-техническая площадка и будет отвечать требованиям  для проведения чемпионатов Европы и России по авиамодельному спорту.  А между соревнованиями здесь могут быть и автогонки, и скейты, футбольное поле, тренировочные занятия для лыжников. Для того чтобы привлекать детей и особенно подростков  не достаточно мела, ножниц и бумаги. Сегодня нужны современные средства.

 Анна Сухарева

фото Маргариты Маркеловой

 Площадь свободы, 8 мая, 2013

На шаг в будущее

    Воспитанники ДДЮТ представили на XX Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» проект светового утюга с электронным управлением.

    Едва ли кто-то серьезно задумывается в юности о том, что многие встречи и знакомства, которые посылает нам судьба, во многом определяют сценарий нашей дальнейшей жизни. Люди, с которыми мы встречаемся, не только оставляют след в нашей  памяти, но и формируют нас: наполняют знаниями и полезными навыками, корректируют сложный подростковый характер, адаптируют к жизни, влияют на выбор профессии. И только спустя годы, чаще с благодарностью, мы вспоминаем эти эпизоды и признаемся себе в том, что наша жизнь могла сложиться иначе, не окажись рядом мудрого, увлеченного человека, ставшего для нас не только педагогом и наставником.



  Почти два года во Дворце детского и юношеского творчества работает образовательная программа «Роботы и мехатроника». Под руководством педагога – доцента кафедры «Автоматизация технологических процессов и производств» ТГУ, Владимира Плеханова, старшеклассники постигают основы инженерной практики, изобретают, экспериментируют, исследуют и с успехом демонстрируют свои разработки. В конце марта воспитанник ДДЮТ - Виталий Бастриков представил на XX Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» проект светового утюга с электронным управлением и был удостоен диплома 2 степени.



     Идея создания образовательной программы «Роботы и мехатроника» принадлежит   Владимиру Плеханову. Никаких амбициозных целей, - признается Владимир Михайлович, я не преследовал. К большому сожалению, инженерное дело в стране разрушается, наше поколение уходит, - это ли не повод задуматься о будущем.
    -  Я присутствовал в ДДЮТ на дне космонавтики и обратил внимание, что учреждение располагает большими потенциальными возможностями. Обратился к директору с предложением создать секцию, где бы ребята получали основы инженерной практики. Так родилась программа «Роботы и мехатроника», включающая ряд инженерных направлений – механика, электротехника, электроника, микропроцессорная техника. Однако, проблема в том, что изучению физики в школе уделяется недостаточное внимание, может быть из-за недостатка часов и сложности самого предмета. В погоне за высокими результатами ЕГЭ руководство школы стремится направить детей на гуманитарный блок, потому что там реальнее получить более высокие балы, но это абсурд! Посмотрите вокруг, назовите мне вещь, которая сделана без участия инженерного труда. Изучение инженерного дела создает основу материального мира общества. Это как базис, на котором получают развитие и другие социальные технологии. Поэтому поначалу я пытался давать ребятам теорию. Не пошло! Пришли ребята с большими амбициями, которые хотели быстрого результата. Отложили теорию, и перешли к практическим занятиям. Собрали изделие, оно не работает. Я спрашиваю, знаете, почему не работает?.. Вернулись к тому, что сначала надо получить знания.
    Сегодня в группе занимаются учащиеся 9-11 классов. Ребята приходят разные и по уровню подготовки, и по степени заинтересованности, но всем им важен результат. Автор проекта светового утюга Виталий Бастриков и его соавтор Сергей Тихонов занимаются почти год, - рассказывает Владимир Михайлович.
  - Они все сделали своими руками. Начинали с простого. В течение года что-то разрабатывали, собирали не сложные электронные устройства, паяли. А затем перешли к проекту светового утюга с электронным управлением. Были успехи и неудачи и все же усердно, настойчиво, набивая шишки, шли к цели. Потом все, что было сделано, мы сложили в одно изделие, конструкцию, с которой они выступали на конкурсе. Радостно, что можно передать знания, радует нацеленность ребят на результат. Ведь с помощью таких проектов можно достигать определенных высот и получать преференции при поступлении в ВУЗ.

     Разговор с Виталием Бастриковым  и Владимиром Плехановым состоялся спустя неделю после возвращения группы тольяттинских школьников из Москвы, где они приняли участие в работе молодежного форума «Шаг в будущее» - одной из самых престижных научных площадок страны. Виталий Бастриков и его соавтор Сергей Тихонов представили на форуме свою разработку, уже получившую высокую оценку на конгрессе молодых исследователей, который проходил в ТГУ в начале марта. Там ребята завоевали первое место.  
    На вопрос о том, какие впечатления остались от поездки, Владимир Михайлович не без иронии заметил:
    - Молодые люди вернулись не довольные, потому что не заняли первое место. Первое место означает автоматическое зачисление в МГТУ имени Баумана.
     И все-таки это не помешало ребятам получить 100 балов по физике и прицениться к столичным ВУЗам. Виталий Бастриков планирует поступление в МГУ или МГТУ имени Баумана. Будущая профессия будет связана с инженерией, вероятнее всего, с мехатроникой. Разумеется, главным предметом разговора стало изобретение, которое действительно заслуживает особого внимания. Световой утюг с электронным управлением, собранный из металлического корпуса старого утюга, пока не поражает современным дизайном, но ведь главное инженерная мысль, идея.



       - При конструировании мы пытались учесть минусы сегодняшних утюгов, - рассказывает Виталий. Они  энергозатратны, не безопасны, долго разогреваются. В качестве источника нагревателя было решено использовать световую энергию. Мы использовали две галогенные лампы мощностью 500 киловатт - они компактные, энергосберегающие, сравнительно не дорогие, у них большая теплоотдача. Если в стандартном утюге перегорела спираль, его нужно выбрасывать. В нашей конструкции эти элементы заменяемы. В подошве старого металлического утюга было сделано отверстие. Подошва утюга представляет собой рамку. Утюг должен был отвечать ряду требований – высокая температура, необходимый объем. Внутри корпуса была сделана изоляция, необходимая для светоотражения и уменьшения нагрева электронных компонентов. Поскольку для каждой ткани нужна своя температура появилась необходимость отрегулировать световой поток. Мы использовали симисторный регулятор мощности. Регулятор мощности я вывел на верхнюю часть утюга. Так как утюг разогревается мгновенно – тепло передается световой энергией, стало возможным применить  сенсорный датчик. Принцип такой: когда вы касаетесь ручки утюга, он работает, как только вы отпускаете его, утюг отключается. Дополнительное средство защиты - электромагнитное реле, еще одна кнопка, которая переводит утюг в вертикальное положение.



Когда все было собрано, пришло время проводить