Приветствую Вас Гость | RSS

Вт, 26 Сен 2017, 23:03

Поиск
Меню сайта
Авторизация
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Ссылки

Проект федерального закона "Об образовании в РФ"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Педагогический находки


                                                             Крюкова Анна Вячеславовна,

                                                                               педагог дополнительного образования

                                                                  МБОУДО «ДДЮТ» г. о. Тольятти

 

Роль этнографического музея

в духовно-нравственном воспитании детей.

 

Музей культуры и быта народов Поволжья хранящий в себе уникальные памятники духовной и материальной культуры, является своего рода визитной карточкой ДДЮТ. Коллекция музея выстроена таким образом, что позволяет познакомиться и изучить специфику традиционно-бытовой культуры народов Поволжья.

Вполне очевидно, что именно в таком этнически неоднородном регионе этнография должна иметь особое значение.

В воспитании детей роль этнографического музея определяется его основной функцией, заключающейся в документировании объективных процессов в жизни общества на основе вещественных памятников. Став элементами экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа конкретной эпохи или явления традиционно-бытовой культуры. Отсюда проистекает основная цель детских музейно-педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять ее символический язык.

Термин «Музейная педагогика», прочно вошедший в научный оборот, соответствует современному пониманию социокультурной функции музея. В контексте теории музейной коммуникации  посетитель музея сегодня является не пассивным объектом воздействия ушедшей культуры, он – равноправный субъект общения, диалога с ней. В этнографическом музее это будет диалог с миром традиционной культуры.

Система работы музея по приобщению учащихся к изучению культуры народов Поволжья была разработана с учетом основной цели образования, которая  определяется сегодня как подготовка гражданина, ориентированного в современной системе ценностей.

Музей представляет традиционную культуру народов, проживавших в Среднем Поволжье  второй половины XIX – начале XX века. В этом специфика и уникальность музея. Обзорная экскурсия – редкая возможность «обойти всю Волгу пешком», почувствовать своеобразие ее истории и этнического колорита. Дети – аудитория непосредственная, но отзывчивая, и приобщение юных посетителей к историческому и культурному наследию своего региона, через музейные памятники давно стало доброй традицией. В игровой зоне, оформленной в виде русской избы с печью, ребята могут отдохнуть от «правильного» поведения, немного «похозяйничать» (например, достать ухватом чугунок из печки), разучить народную песню и конечно поиграть. Для ребенка, которому свойственно наделять предметы и явления живой сущностью и самому перевоплощаться в различные персонажи, игра – не просто развлечение, а естественный способ общения с миром. На игровых методиках построены все музейные занятия для дошкольников и младших школьников. Посетители музея знакомятся с праздниками народного календаря, старинными играми и забавами, песенным и сказочным фольклором. Ребята не просто слушают рассказы – они поют, пляшут, участвуют в праздничных обрядах. Независимо от темы, экскурсии и занятия обязательно включают фольклорные тексты. Дополняя друг друга, этнография и фольклор помогают «оживить», сделать более красочной ту или иную картину далекого прошлого. Спектр экскурсий и занятий, представленный в музее широк и разнообразен, охватывает самые разные стороны народной культуры:

«Покров – первое зазимье». Беседа о приметах осени. Знакомство с религиозной основой народного календаря. Введение понятий «вера», «небесное покровительство» («покров»).

«Весна с трудами – осень с дарами». Беседа об отношении к труду в крестьянской семье. Крестьянин – труженик и дары земли в народных сказках, загадках, пословицах и поговорках.

«Коль по нраву невеста, так и царство не надо». Беседа о женском рукоделии. Тема свадьбы и создание семьи в традиционной культуре.

 «Дома и стены помогают». Знакомство с русским жилищем. Образ дома в русском фольклоре. Тема семьи и распределение обязанностей между ее членами. Знакомство с традиционной домашней утварью и семейным обиходом.

 «Федор студит землю, судит». Беседа о зимних приметах. Зимние игры и забавы. Отношение к этому времени года в традиционной культуре.

 «Как рубашка в поле выросла». Беседа о крестьянском хозяйстве, в условиях которого все изготавливалось своими руками. Знакомство с обработкой льна.

 «Святки», «Раз в Крещенский вечерок», «Жаворонки, прилетите», «Прощай Масленка!», «Благовещенье», «У матушки-сошки золотые рожки», «Годичный круг и круг жизни», «История русской кухни». ( в выступлении используется элемент экскурсии «Тонко бело полотенчико – хитроумна рукодельница»)

Перечень тематических занятий и экскурсий постоянно пополняется новыми разработками. Во время экскурсий  звучит множество пословиц, поговорок, загадок о различных предметах крестьянского быта, ответы на которые можно найти среди экспонатов.

Музей «Культуры и быта народов Поволжья » при ДДЮТ по своей специфике всегда был детским музеем, и дети его полюбили. Сегодня в музее органично существует особый детский мир. Этот мир невозможно уместить в пределах четко очерченных границ. Скорее его можно определить как территорию познания, воспитания и творчества, где каждый ребенок умен, талантлив и способен созидать сам и вместе со сверстниками. 


Номинация конкурса « Педагогический совет» -

Роль педагога в развитии личности ребенка

От признания педагога - к успешности ребенка

Бухтоярова В.М., Егорушкина Т.П., Широглазова Г.В. ДДЮТ, г.о. Тольятти, Самарская обл.

Аннотация

Предлагаемая статья «От признания педагога - к успешности ребенка» предлагает читателю окунуться в атмосферу педсовета Дворца детского и юношеского творчества, чтобы открыть для себя многоплановость творческого подхода к формированию личности ребенка, развитию форм поведения, социальной адаптации. Статья знакомит с видением решения проблем, которые лишь недавно стали объектом исследования в педагогической практике, с опытом «окрыления» ребенка через оценку его деятельности. Особенность этой статьи состоит в том, что ее основу составляет феномен авторских методик в развитии личностных качеств ребенка средствами дополнительного образования. Авторы статьи делают выводы о необходимости признания авторства педагога в различных подходах к воспитанию, единой цели для участников воспитательно-образовательного процесса, укрепления связи с родителями.

«Роль педагога в развитии личности ребенка»… на каких же словах сделать акцент? Что первично – «педагог» или «развитие личности»? Рассматривая эффективность деятельности того или иного образовательного учреждения, как правило, обращаются к активным методам обучения, повышению качества преподавания за счёт активизации познавательной деятельности, к достижениям и наградам воспитанников… Мы стремимся нарушить этот стереотип демонстрации успешности и ставим во главу угла личность педагога - творца, пропускающего через свою душу и сердце путь к «всесторонне и гармонично развитой личности ребенка». В своей деятельности мы обращаемся к великим, признанным деятелям в педагогике – Макаренко, Сухомлинскому, находим слова поддержки и «свежие» идеи для становления уверенного в себе, смелого экспериментатора, имеющего свою профессиональную позицию педагога: только свободный, ориентированный на гуманистическое воспитание педагог может способствовать заведомо успешному личностному росту своих воспитанников. Мы стремимся создать такие условия для педагога, чтобы он, преодолев зажатость и комплексы - достояние уже прошлой эпохи, развил в себе яркое, духовное, богатейшее наследие отечественной педагогики, заявляя о своем творчестве и педагогических находках на конференциях, семинарах различного уровня смело и без оглядки. Анализируя деятельность учреждения в этом направлении, мы пришли к выводу, что можем говорить о сложившейся системе мероприятий, которые способствуют повышению самооценки педагогов, их профессиональному росту, стремлению к педагогическому творчеству:

- это областные конкурсы: «Сердце отдаю детям», фестиваль «Калейдоскоп методических идей», конкурс методических разработок… Результаты участия педагогов в конкурсах не остаются незамеченными – имена участников и победителей становятся достоянием родительского и педагогического сообщества, на совещаниях и семинарах о них говорят с гордостью и уважением; - ежегодные городские мероприятия: научно-практические семинары, ярмарки методической продукции, конкурсы педагогического мастерства;

- во Дворце: школа педагогического мастерства, творческие лаборатории, форсайт-проекты «Панорама методических идей», «Педагоги Дворца – глазами своих воспитанников», «Методист - это…». Благодаря целенаправленной политике руководства и помощи методистов каждые две недели обновляются стенды о воспитательной и учебной деятельности педагогов, заявивших о своих педагогических находках. Этот инновационный прием пользуется большой популярностью и интересом как у коллег, так и у гостей Дворца. Он имеет продолжение в форме видео-интервью, блиц-опросов с родителями и воспитанниками, выпусков видео-роликов, и, как результат - создание банка данных. И, наконец, «релаксирующие площадки» - интенсифицированные педагогические советы, на которых педагоги имеют возможность заявить о своих поисках и счастливых открытиях новых приемов, методов и форм в тонком деле формирования личности ребенка. С особой скрупулёзностью проходит подготовка к педагогическому совету: продумываются все «мелочи», которые бы способствовали настроению праздника и созидания: в начале педсовета, а также по его завершению проводится «мониторинг настроения», который оформляется в виде разноцветной ромашки; обязательно звучит приятная музыка и демонстрируются слайды, отражающие временные события педагогов - «Лето - отдыха приятная пора…», «Главное событие моей жизни»…Каждый педсовет – это необычная форма проведения, например – «аукцион творческих идей», работа творческих групп «находки и открытия», «погружение в проблему одаренности»…Подготовка к педсовету – это видео-интервью с родителями и детьми с последующим оформлением фильмов и видео-зарисовок, потому что нам представляется очень важным, чтобы педагоги слышали восторженные отзывы о себе и от родителей, и от своих воспитанников.

Мы хотим обратиться к педсовету, который состоялся 30 марта 2012 года в нашем учреждении. Тема педсовета - "Феномен авторских педагогических методик в развитии личностных качеств ребенка средствами дополнительного образования" не связана напрямую с решением проблем развития ребенка, а направлена, в первую очередь, на знакомство с феноменом авторства наших новаторов, на наращивание потенциала молодых педагогов, на совершенствование всего образовательно-воспитательного процесса. Педсовет стал подтверждением аксиомы: «Творцом становится педагог, к которому пришло признание».

Один из важнейших факторов развития личности ребенка - формирование самооценки. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни человека (Л. И. Божович, М. И. Лисина). На наш взгляд – учреждение дополнительного образования является благодатным местом для формирования этого важного качества личности и прежде всего потому, что жизнедеятельность коллектива ДДЮТ представляет монолит в воспитательном и образовательном плане, скрепленный едиными целями и задачами, прописанными в Программе развития Дворца. Мы можем говорить и об актуальности Программы: следуя традициям отечественной гуманистической педагогики, и даже, забегая вперёд (дискуссии по доработке новых стандартов ФГОС еще были в полном разгаре!) коллектив осуществляет целенаправленное воспитание и социализацию своих питомцев. И за каждой строкой Программы стоит конкретный педагог с феноменом авторских методик, направленных на развитие личностных качеств своих воспитанников.

«Создать поле успеха» – педагогическое кредо Губиной Елены Васильевны. Она подтверждает его воспитанием собственного ребенка, ставшего в 14 лет студентом Университета, разработкой авторской программы «Кругосветка», победой на областном конкурсе «Сердце отдаю детям», выступлениями на обучающих семинарах и педагогических советах: «Маленький ребенок, обладая повышенным чувством тревожности и боязнью расставаний, с большим желанием протянет руку симпатичному плюшевому коту Маклаю, моему верному помощнику на занятиях, чем пусть даже улыбающейся тете. С этого первого жеста начинается наука, которую современные психологи называют «эмоциональный ум», т.е. умение контролировать свои эмоции и управлять ими. Замечательно, если педагог подтвердит свой жест приветствия рассказом о том, что в прошлом человек протягивал безоружную правую руку, показывая свое миролюбие, демонстрируя свое здоровье и силу, на которую может рассчитывать тот, с кем он поздоровался. Ребенок, обладая такими знаниями, с этих пор будет здороваться за руку, тем самым повышая степень уважения к себе и к тому, с кем он здоровается. От жеста перейдем к слову. Часто дети в группе неровны по уровню подготовки: тихоня умеет читать, но не обладает авторитетом, лидер группы не умеет читать, но у него хорошая реакция. При этом тот и другой боится продемонстрировать свою слабость. Тогда я предлагаю прием с использованием «азбуки пирата», в котором каждый значок соответствует букве алфавита. Нужно только соотнести значки, написанные на листах бумаги с буквами и тогда, легко прочитав слово, у каждого из детей создается иллюзия, что он решил проблемы самостоятельно, без помощи взрослого. Педагог же в результате приобретает команду единомышленников, обладающих уверенностью в себе, знающих сильные стороны друг друга. В группе складывается позитивная поведенческая модель. Мы учимся с ребятами общаться, посещая интересных людей и вступая с ними в диалоги, нам нравится нестандартная обстановка, которую мы меняем, выходя из учебного кабинета - и тогда в каждом новом месте ребенок может проявить себя, подтвердить свои знания о мире и приобрести новые. Получается настоящая «кругосветка» с необычными встречами, главный результат которой – опыт общения, а значит самоутверждения и уважения к людям».

Другой фактор развития личности – формирование коммуникативных навыков. Только педагог, открытый навстречу людям, легко располагающий к себе детей, осознающий свою значимость в коллективе и личностное обаяние способен раскрыть в ребенке не просто задатки общения в соответствии с принятыми в обществе правилами, а добиться обратной связи через благородные побуждение детей в оказании помощи и поддержки друг другу. Чуйкина Светлана Валерьевна использует для формирования толерантной культуры и коммуникативных качеств технологию проектной деятельности: «Каждый год, встречая новую группу и наблюдая за детьми в возрасте 12-14 лет, я убеждаюсь, что взаимоотношения между мальчиками и девочками не складываются, дети разбиваются на группы по интересам и со свойственной возрасту категоричностью негативно относятся к образу жизни других детей, высмеивая их стиль одежды, пристрастия к музыке или фильмам, тем самым создавая дискомфорт для окружающих. Я предлагаю детям создать «свой» диск, на котором каждый может представить музыку, которую он любит, преподнести информацию в виде аудио или видеофайла, записанного лично. Вначале мы делимся на группы ( ребятам предстоит работать в командах), обсуждаем тему проекта, ставим цель и задачи. Поиск информации в Интернете и ее обработка больших трудов не составляет, это умеют делать все, а вот работа в некоторых компьютерных программах, таких как Nero, Adobe, Audition,Any video converter заставляют детей обращаться за помощью к другим людям. Я владею этими программами, но предпочитаю, чтобы они задавали вопросы родителям, друг другу, друзьям друзей, обращались на Интернет-форумы, т.е. привлекали для решения своей проблемы как можно больше людей. Изначально работа в группах редко строится гладко. Дети ссорятся, разделяя функции участия в проекте, но со временем они вынуждены объединиться, поскольку понимают, что в одиночку решить поставленные педагогом задачи невозможно, им приходится договариваться, оказывать друг другу помощь. На презентациях своей продукции дети рассказывают о музыке, музыкальных группах, которые им интересны, слушая при этом выступления друг друга, а я, наблюдая со стороны доброжелательность детей по отношению друг к другу, их легкость общения, испытываю глубокое чувство удовлетворения и радости».

Каждый педагог дополнительного образования знает, что успех его воспитанников складывается в результате действия триединой силы: ощутимая поддержка родителей, способности ребенка, талант педагога. Основательность этого утверждения дезорганизует слабое звено – вовлечение родительского сообщества в воспитательный процесс. Наблюдая за детьми на занятиях, можно увидеть, как уверены в себе бывают дети, чувствующие за спиной поддержку взрослого, и как порой растеряны ребята, которым в любом новом и поначалу сложном деле приходится рассчитывать только на свои силы… Устранение родителей от воспитания собственных детей – больной нарыв на теле нашего общества. Особое беспокойство вызывают родители среднего и старшего звена, их участие в воспитательном процессе сводится в основном к решению финансовых вопросов. Решение этой проблемы требует особого подхода со стороны педагогических работников. Опыт педагогов ДДЮТ показывает, что ее можно решить, если подходить к делу не в одиночку и творчески. Генератором идей работы с родителями выступает Евсеева Анна Прокопьевна. В своем выступлении она рассказывает о результатах многолетней и продуктивной работы по вовлечению родителей в воспитание собственных детей. Последней инновационной находкой педагога стал ее проект «Семейное чтение – территория досуга»: ««Чтение – это один из источников мышления и умственного развития» (В.А. Сухомлинский), но ни для кого не секрет, что все больше детей вырастают, так и не взяв в руки хорошую книгу. К сожалению, приходится сознавать, что культа книги в современном обществе нет. И еще одна очень важная сторона этой проблемы: чтение книг – это не только эрудиция ребенка, но и показатель родительского участия в деле воспитания своих детей. Хочу поделиться своими детскими воспоминаниями: я не из дворян, но после тяжелой работы в поле, вечерами, мои родители собирали нас, шестерых детей за столом и читали по очереди сказки Пушкина, рассказы Толстого, Короленко, Шолохова… Вовлечь родителей в проект «Семейное чтение – территория досуга» было непростым делом. Тогда я сделала акцент на внеурочную работу: вместе с родителями и детьми мы становились зрителями театра ДДЮТ «Буратино», в котором по моим рекомендациям была осуществлена постановка спектакля «По страницам любимых книжек», были организованы экскурсии в библиотеку, где дети и родители стали участниками интересной викторины, стали участниками фольклорных «посиделок» в «избе» музея Дворца – т.е. были запущены и апробированы непривычные для родителей формы воспитательной работы. Как показала практика, эффективность от таких мероприятий намного выше, нежели собрания «на тему», анкетирования и тестирования. После таких встреч и мероприятий многие из родителей признавали, что семейное чтение – не «старомодное занятие», а престижное взаимодействие со своими детьми, стремление к их духовному росту и гармоничному развитию...».

«Лояльность и такт педагога, его умение видеть в каждом воспитаннике личность - важнейший фактор в формировании уверенной в себе, целеустремленной личности», - утверждает Пудовкина Наталья Ивановна, победитель городского конкурса «Учитель года», автор сборника методических материалов «Полет моей души», педагог, находящийся в постоянном поиске. Обозначив проблемное обучение приоритетной технологией в обучении художественной гимнастике, она результативно доказывает правильность своих убеждений: « В начале обучения дети легко справляются с микро-проблемами, которые я озвучиваю для них, разыгрывая с ними мною придуманную сказку: что делать, если на пути сказочного героя ручеек (перепрыгнуть!), но на том берегу растут чудесные цветы, как бы их не помять! (прыгать легко и изящно!); внимание - опасность! Как спрятаться под листком? (свернуться в клубок!)… В дальнейшем идет работа по созданию каждым ребенком своей сказки-композиции. Я добиваюсь того, чтобы каждая детская задумка превратилась в достойный номер со своим сценическим образом. По мере взросления детей частичное решение проблем тренер возлагает на них, но в игре. Старшие девочки получают проблемные задания: самостоятельно найти правильную технику выполнения элементов среди представленных малышами упражнений; проанализировать своё упражнение, содержащее похожий элемент. Любимая игра моих воспитанниц «Что будет, если будет…» Смысл игры состоит в следующем: я озвучиваю проблему, ребенок частично решает ее, используя имеющийся у него опыт. В случае затруднения поиск решения идет совместно. С возрастом игра «Что будет, если будет…» становится настолько приближенной к реальности, что больше напоминает анализ, воспоминания воспитанниц о своих успехах и промахах на соревнованиях. Тренер выступает в роли собеседника, в меньшей степени отвечает на вопросы, в большей – задаёт и оценивает правильность ответов: «что будет, если будет…» - изменился график выступления! Поломался обруч! «Во время соревнования остановился диск!.. Что ты будешь делать? Эти моменты способствует развитию собранности, ответственности, умению проигрывать ситуацию в мелочах и достойно выходить из трудных жизненных ситуаций».

«Все дети без исключения - актеры, художники, поэты. Их восприятие - образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души - благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты» - такими словами начал свое выступление Мальцев Д.Н., наставник и кумир своих многочисленных воспитанников театра кукол и масок «Буратино», которые, в свою очередь, утверждают, что каждая сказка, постановку которой они осуществляют, учит справедливости, сочувствию, любви, дружбе. Дети с большой радостью приглашают на спектакли не только своих одноклассников, но и ребят из детских домов и интернатов, детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая на сценических площадках особую атмосферу сотворчества, одинаковости и доброжелательности. Но для кого - то Дмитрий Николаевич еще до сих пор просто Дима, который, кажется, совсем недавно участвовал в детских спектаклях и играл роли на театральных подмостках своего педагога-заслуженной, уважаемой всеми коллеги - Марченковой Валентины Кузьминичны.

«Учитель, воспитай ученика!»- этот лозунг имеет право звучать во Дворце, ведь многие воспитанники возвращаются к нам уже в качестве педагогов, и мы гордимся этим явлением, потому что видим в нем не только преемственность поколений, но и значимость своей работы, личностный рост своих учеников.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире творчества сказки, музыки, фантазии и игры. Без этого он - засушенный цветок» - эти слова выдающегося педагога современности В.А.Сухомлинского мы с полным правом переносим на работу всего педагогического коллектива родного для нас Дворца, в котором сформирована среда творчества и созидания. На вершине нашего педагогического Олимпа - педагоги - основа успешной педагогической деятельности. Методисты Дворца стремятся найти такие инновационные методы и формы в своей работе, чтобы создать атмосферу признания, уважения к творчески работающим педагогам, повышения их самооценки. При этом, главные усилия направлены на демонстрацию авторства педагогических находок. О необходимости признания авторства мы заявляем не только на уровне учреждения, но и города, области и России.

Только позитивно настроенному педагогу, осознающему свою уникальность и значимость, вооруженному инновационными находками и идеями под силу решение задачи развития гармоничной личности ребенка.