Приветствую Вас Гость | RSS

Ср, 26 Июл 2017, 15:39

Поиск
Меню сайта
Авторизация
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Ссылки

Проект федерального закона "Об образовании в РФ"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Главная » 2015 » Октябрь » 7 » Сделать детство радостным
14:02
Сделать детство радостным

Валентине Кузьминичне Марченковой - педагогу тольяттинского Дворца детского и юношеского творчества присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Сегодня ее имя хорошо известно не только в профессиональных кругах, оно известно многим поколениям тольяттинцев, чьи школьные годы были связаны с театром кукол «Петрушка», доброй сказкой и ощущением волшебства: когда ты впервые смастерил куклу, научил ее ходить, говорить и совершать поступки. Их было много этих  мальчишек и девчонок, ищущих общения и понимания, много разных спектаклей и придуманных историй, много поездок, экскурсий и походов. И сегодня вся эта «кукольная» жизнь остается для них едва ли не  самым ярким воспоминанием детства. Почти за 40 лет своего существования театр кукол «Петрушка» стал таким же устойчивым брендом Автограда, как ВАЗ, «копейка» и «Русь на Волге». Ведь это был первый детский театральный коллектив в строящемся Автозаводском районе Тольятти.

«Здесь будет театр!»

Начиналось все в далеком 1976 году, когда в один из сентябрьских дней в городе проявилось объявление об открытии в Доме пионеров кружка кукольного театра. Юных почитателей этого жанра искусства, желающих попробовать свои силы, оказалось предостаточно. Вначале в нем насчитывалось чуть больше 30 человек. Год спустя коллектив вырос до 70 человек.

  - Театр размещался в обычном классе 49 школы, - рассказывает Валентина Кузьминична. Зашла в класс, осмотрелась, сижу на подоконнике и думаю, как оформить помещение. И вдруг вижу, как мальчишки по школьному двору тащат стиральную машинку. Спрашиваю: «куда несете»? Они мне: «мотор будем добывать». «Тащите его сюда, - кричу, нам нужен мотор для занавеса, здесь будет театр». Они загорелись. Мы придумали конструкцию, сделали занавес. И мальчишки остались. Это были мои первые воспитанники, ребята 9-10 классов. Их было 10 человек, все мальчишки и только одна девочка.

  Ребята бежали в театр, мастерили куклы, рисовали декорации, монтировали ширму. Спустя какое-то время, - вспоминает педагог, забеспокоились родители. Мальчишки-десятиклассники куда-то бегут, где-то пропадают. В театр начали приходить возмущенные родители: «Ему экзамены сдавать, а он тут лисичку играет! Домой немедленно!» И дети поставили ультиматум: либо мы идем в кино и ничего не учим, либо идем в театр и учим уроки. Перед экзаменами, - смеется педагог, наблюдаю такую картину: один учит стихи и забивает гвозди, другой - пишет конспект и одновременно что-то клеит. Их первых моих мальчиков только один поступил на режиссерское отделение. Всего же из стен театра вышло девять режиссеров.

«Самый большой друг»

В театр приходили ребята разные по возрасту и характеру: от малышей-первоклассников до серьезных старшеклассников. Были среди них и трудные ребята, - вспоминает Валентина Кузьминична, - они приходили и оставались в театре. Здесь было тепло, интересно, а когда ребенка любят, он это чувствует, становится увереннее и берет под свою опеку других детей.

    В процессе работы над первыми спектаклями начал складываться коллектив. Работали много и увлеченно: разрабатывали проекты стационарной и переносной ширм, обучались сценической грамоте, улучшали дикцию и мечтали о первом спектакле. Пьесу для спектакля выбирали придирчиво и в горячих спорах. Наконец, решили поставить спектакль по пьесе Софьи Прокофьевой «Самый большой друг». Это был большой и для начала трудный спектакль, но от этого не менее желанный. Премьера прошла с успехом и окрылила юных актеров, декораторов, сценографов и светооператоров. 

   - В первый год мы поставили четыре спектакля  по пьесам Софьи Прокофьевой, Сергея Козлова, Нины Гернет, - вспоминает педагог. Вход на спектакль стоил один камушек. Так нам удалось насобирать камней на целый камин, он так красиво горел, хоть и без огня!  Потом была «Золушка», сказки Пушкина. Всегда поражалась, какие мальчишки  ранимые и стеснительные, но как только заходят за ширму,  появляется уверенность. А какие они фантазеры! Однажды попросила десятиклассников сделать двигающегося паука. Сделали конструкцию и продемонстрировали изобретение гостям, но как-то уж неожиданно это получилось: появляется на потолке огромный паук и двигается прямо на людей!  Все в ужасе! Куклы делали из подручного материала. В ход шло все, что попадалось под руки – старое пальто, одежда, кусочки кожи, меха. Сегодня наши фотографии и куклы хранятся в краеведческом музее и до сих пор выставляются. Какие-то куклы храню у себя, не могу с ними расстаться.

    С годами взрослел театр, ширился репертуар - спектакли, игровые программы. Ребята много и охотно выступали на разных сценических площадках, участвовали в городских праздниках и конкурсах. Жизнь была очень насыщенной - вспоминает Валентина Кузьминична.

   - Новый год - новая сказка! Это стало традицией. К нам приходили, приезжали! Да и сами мы очень много ездили. Выставки, музеи, спектакли. Хотела, чтобы ребята росли просвещенными, культурными людьми. А сколько было походов! Брала детей, и мы отправлялись самыми разными маршрутами, много раз были в Усолье, жили у меня на даче, всем хватало места. Устраивали импровизированные спектакли, купались (дети научили меня плавать), загорали, пекли картошку. Как-то вместе с детьми мы посадили картошку, был хороший урожай, но потому как росла эта картошка, можно было дать определение характера каждого ребенка.

Новые стены

В 1989 году «Петрушка» переезжает в новое здание Дворца пионеров (ныне Дворец детского и юношеского творчества). Мы были счастливы, когда закончилось строительство, и можно было отметить новоселье, - рассказывает педагог. В театре была своя мастерская, кулисы, театральный свет, зрительный зал на 100 человек. Пришли новые дети со всех школ города. В коллективе занималось  90 детей с утра и до вечера.  

  «Петрушка» стал первым и самым старшим театром кукол в ДДЮТ. Спустя годы, когда во Дворец вернулся дипломированным специалистом воспитанник Марченковой, у него появился брат – театр кукол и масок «Буратино». Художественный руководитель и режиссер театра Дмитрий Мальцев. В прошлом году театр «Буратино» отметил свое 15-летие. Еще один воспитанник Валентины Кузьминичны – Вадим Ермиков  руководит сегодня молодежным театром ДДЮТ и преподает театральное мастерство в студии творческого развития Константина Хабенского.

    Помнит Марченкова и о других своих воспитанниках. Листая фотоальбом, она показывает свадебные фотографии тех, кого подружил и «поженил» «Петрушка» и кто сегодня приводит в коллектив уже своих детей, рассказывает о проводах в армию, традиции писать письма, печь пироги и угощать ими детей.

    - И как на все это хватало времени и сил? - удивляется педагог, ведь у самой были маленькие дети. Помню, однажды принесла пирог  в виде звездочки. Ели пирог и  придумывали историю про звездочку. Так родилась новая сказка. Сами придумали сюжет, сами сделали куклы и сами сыграли. Сегодня моя духовка больше не может печь, - смеется Валентина Кузьминична, устала. Конечно, любую выпечку можно купить в магазине, но когда ты делаешь ее своими руками и с любовью, дети это чувствуют. Хочется кормить их вкусностями.

«Бонифаций на каникулах»

Сегодня к Валентине Кузьминичне, по-прежнему, бегут дети. И пусть эти мальчишки и девчонки не похожи на своих ровесников 70-х, 80-х и 90-х, они также нуждаются в педагоге, который может выслушать их, показать маленькое чудо и увлечь в добрую сказку.           

   -  Современные дети, как мне кажется, находятся под каким-то гнетом, жизнь у них тяжелее, - отмечает педагог. Мне иногда жалко их. Хочется сделать их детство радостным. Мы много с ними разговариваем. Они делятся своими проблемами, секретами. Чувствуется, что детям не хватает общения. Ведь это так важно выслушать ребенка, поговорить с ним, заинтересовать его. Дети не стали меньше фантазировать, они также талантливы и активны.    

     Рассказ Валентины Кузьминичны о прошлом и настоящем совсем уже взрослого «Петрушки» дал почву для размышлений о том, что ее опыт и многие педагогические приемы – просто кладезь для молодых педагогов и родителей. Все просто – нужно любить детей, быть честным, терпеливым и активным. И все же?.. Откуда педагогу черпать силы, чтобы постоянно находится в хорошей форме?

   - Это может быть только по любви, - убеждена педагог. У детей все проходит через сердце. Бывает, ухожу в отпуск, мечтаю отдохнуть, выспаться. Проходит день, другой. На третий - вокруг меня уже дети. И все начинается по кругу. Иногда мне напоминает это мультик про Бонифация на каникулах.

Светлана Шатова

Просмотров: 391 | Добавил: shatova | Рейтинг: 0.0/0